Обучение
«Золотым фондом» любого предприятия (организации, учреждения) являются его работники. Чем они креативнее, тем лучше будут идти дела.
Креативность работников не появляется сама по себе, её надо взращивать. А для этого надо постоянно повышать их квалификацию, особенно, в области решения технических и технологических проблем.
Техноватика – это не просто набор наиболее эффективных решательских методов, это система методов, формирующих решательский (в том числе и изобретательский) стиль мышления. Формирование такого стиля требует длительного времени и зависит как от способностей, так и от настойчивости обучаемых.
Почему обучение у профессионального решателя намного эффективнее,
чем обучение у профессионального преподавателя?
- Потому что только профессиональный решатель знает истинную цену тем или иным методологическим инструментам.
- Потому что только профессиональный решатель может показать «кухню» решательского процесса.
- Потому что только профессиональный решатель может продемонстрировать «вживую» как надо использовать методы на практических задачах обучаемых.
Виды техновационного обучения:
-
Ознакомительная лекция (~ 4 часа)
В рамках ознакомительной лекции даётся общее представление о техноватике, о её подходах и методах, а также делается сравнение её с другими методологиями решения технопроблем.
-
Учебный семинар (~ 3 дня)
В рамках учебного семинара даётся детализированное представление о методах техноватики. На множестве учебных примеров демонстрируется то, как эти методы следует применять на практике.
-
Учебно-практический тренинг (~ 2 недели)
В рамках учебно-практического тренинга на базе решения задач обучаемых приобретаются навыки в использовании разных методов техноватики. Для участия в таком тренинге каждый обучаемый должен иметь, как минимум, одну нерешённую практическую задачу (желательно, связанную с его местом работы и с его профессией).
-
Практический коучинг (~ 3 месяца)
В рамках практического коучинга на конкретной задаче, стоящей перед обучаемым, демонстрируется ход реализации техновационного проекта. При этом сам обучаемый вовлекается в решательский процесс, а не является просто наблюдателем.
Техновационное обучение по формуле
«демонстрационное решение задач + учебный семинар» (~ 4 месяца)
Одним из наиболее эффективных средств повышения креативности инженерно-технических работников предприятий (конструкторских бюро, инжиниринговых центров, прикладных научно-исследовательских институтов) является недельный учебный семинар с предварительной демонстрацией хода решения нескольких задач заказчика обучения.
Вначале, например, на 5 задачах заказчика, показывается как работают отдельные методы техноватики. Потом, в процессе учебного семинара, на примерах и учебных задачах показываются другие методы техноватики. При этом делаются периодические возвраты к этим 5 задачам с целью оценки сравнительной эффективности разных методов техноватики.
Примерный план проведения обучения:
- Знакомство с 5 задачами заказчика.
1-я встреча с обучаемыми (5 дней). - Решение этих задач преподавателем
(он же – профессиональный решатель) с периодическим,
как правило, дистанционным общением с представителями заказчика по уточнению задач (3 месяца). - Демонстрация хода решения этих задач.
2-я встреча с обучаемыми (5 дней). - Недельный семинар.
3-я встреча с обучаемыми (5 дней).
В результате такого обучения будет получено чёткое понимание того, как надо использовать методы техноватики на практике. Для перевода полученных знаний в навыки обучаемым требуется самостоятельно решить с применением методов техноватики, как минимум, 3 практические задачи.
С целью повышения эффективности процесса закрепления техновационных навыков рекомендуется повторное приглашение преподавателя для проведения очных и/или дистанционных консультаций по каждому из решательских проектов.
Преподавать техноватику эффективно и в полном объёме могут только профессиональные решатели, которые способны демонстрировать свои решательские навыки непосредственно в процессе обучения слушателей. Ведь основной целью техновационного обучения является не передача знаний о методах техноватики, а формирование решательских навыков у обучаемых.
Отличительной особенностью техновационного обучения (от всех существующих видов обучения) является наличие «живой» демонстрации преподавателем применения методов техноватики на реальных задачах, которые в данный момент стоят перед обучаемыми.